Обзор строительства и реконструкции аэропортов и ВПП в России в 2016 году

Норильск


Реконструкция взлетно-посадочной полосы (ВПП) аэропорта Норильска с инвестициями 12,6 млрд руб. начнётся с 1 июня, об этом 16 мая сообщает пресс-служба мэрии города.

Реконструкция аэропорта будет проведена в несколько этапов. Первый стартует уже 28 мая и завершится 15 сентября. В эти месяцы входной порог взлётно-посадочной полосы будет перенесён на 900 метров. При этом самолётам будет доступна полоса в 2,5 км, что позволит не ограничивать пассажирские и грузоперевозки. Однако в следующем году работы будут вестись уже на участке длиной в более чем один километр. Суда типа Boeing при таких параметрах не смогут приземляться в аэропорту, поэтому их заменят самолёты малой авиации – Ан-24 и ATR-42. Эти самолёты будут работать по маршруту Норильск-Игарка, Норильск-Новый Уренгой и в обратных направлениях, а уже из аэропортов этих городов можно будет вылететь в Красноярск и Москву. В 2018 году реконструкция продолжится, но уже на другом участке длиной также чуть более одного километра.

Финансирование проекта осуществляется в рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)». 9,6 млрд руб. на его реализацию направил федеральный бюджет, 3 млрд руб. — компания «Норильский никель». Реконструкцию планируется завершить в 2018 году.

Аэропорт Норильска расположен в 52 км западнее города. Он был введён в эксплуатацию в 1969 году. Имеет одну ВВП — 3430 на 45 м. Регулярные рейсы из норильского аэропорта в настоящее время выполняют 5 авиакомпаний. Пассажиропоток аэропорта составляет 500 тыс. человек в год, объём перевозки грузов и почты — 18 тыс. тонн.

Эксплуатантом аэропорта является компания ООО «Аэропорт «Норильск». 85,5% акций компании принадлежат АО «Норильский комбинат», 14,4% — ПАО «ГМК «Норильский никель». Финансовая отчетность ООО «Аэропорт «Норильск» за 2015 год не раскрыта.

Красноярск


На участке под строительство будущего пассажирского терминала международного аэропорта «Емельяново» сформировано 100% свайного поля. Всего под новый аэровокзальный комплекс забито 4178 свай. В настоящий момент на строительной площадке приступили к изготовлению ростверков — железобетонных рам, объединяющих группы свай и выступающих в качестве опорной конструкции для возводимых элементов здания. Уже уложены первые кубометры бетона. Работы по укладке бетона в железобетонные конструкции выполняют две красноярские строительные фирмы. Об этом сообщает прессс-служба аэропорта.

Также генеральным подрядчиком на строительство нового пассажирского терминала — компанией ООО «Терминал Емельяново» получена рабочая документация на строительство инфраструктурных объектов: сетей инженерно-технического обеспечения, линий электропередачи и других.

Следующим этапом строительных работ станет монтаж каркаса здания будущего аэровокзала, который начнется после завершения всех работ нулевого цикла и продлится до конца 2016 года.

Международный аэропорт «Емельяново» — один из важнейших авиатранспортных узлов региона, играющий огромную роль в развитии торгово-экономических связей Красноярского края. Аэропорт «Емельяново» имеет выгодное географическое положение и является стратегическим транзитным узлом в воздушном сообщении между Европой и Азией. На сегодняшний день через международный аэропорт «Емельяново» осуществляют регулярные и чартерные пассажирские перевозки 29 ведущих российских и зарубежных авиакомпаний, маршрутная сеть аэропорта насчитывает 51 направление. Большое внимание уделяется работе с грузовыми перевозчиками, среди которых крупнейшие мировые авиакомпании, такие как Lufthansa Cargo, AirBridgeCargo и другие.

Взлетно-посадочная полоса аэропорта «Емельяново» первой в Сибири позволила обеспечивать взлёт-посадку воздушных судов в соответствии с требованиями II категории ИКАО (МК 288о/108). Состояние взлётно-посадочной полосы, техническое оснащение и существующая технология обслуживания воздушных судов позволяет международному аэропорту «Емельяново» обслуживать более 50 типов пассажирских и грузовых воздушных судов, в том числе Boeing-777, Boeing-767, Boeing-747, Airbus А-330, MD-11, Ан-124-100. В 2012 году аэропорт «Емельяново» сертифицирован по международным стандартам PART-145 Европейского агентства по безопасности полётов (EASA). Пассажиропоток аэропорта в 2015 году превысил 1 806 000 пассажиров.

Читайте также  В первый месяц летних каникул ростовчане с детьми предпочитают Турцию

Ростов-на-Дону


Строительство аэропортового комплекса (хаба) «Южный» в Ростове-на-Дону является одним из крупнейших инфраструктурных проектов, который реализуется в рамках подготовки к проведению Чемпионата мира по футболу-2018 года. В настоящее время работы осуществляются с опережением графика.

Взлётно-посадочная полоса нового ростовского аэропорта готова уже на 75%, сообщило 6 мая управление информационной политики правительства Ростовской области.

Более чем на 2700 метров ВПП полностью уложено искусственное покрытие – это 82 сантиметра щебёночного основания и 85 сантиметров трёх слоев бетона двух степеней прочности. Длина полосы составит 3600 метров.


Как отметили в управлении, щебеночное основание выполнено на протяжении почти всей взлётно-посадочной полосы – 3300 метров. Генеральный подрядчик на строительстве аэродрома задействовал в работе около 900 человек и примерно 250 единиц техники.

Вероятно, новый аэропорт Ростова-на-Дону получит имя казачьего атамана Матвея Платова, по аналогии с Внуково, Домодедово он будет называться аэропорт Платово. Строят его в Аксайском районе в 4 километрах севернее станицы Грушевская, в 29 км от Ростова-на-Дону. Проект предусматривает строительство пассажирского терминала площадью 50 тысяч квадратных метров, пропускной способностью 8 миллионов человек ежегодно. Общий объём финансирования — 37,2 миллиарда рублей, из которых около 18 миллиардов рублей даст федеральный бюджет, 907,1 миллиона — областной, и 18,3 миллиарда рублей составляют средства основного инвестора — Группы компаний «Ренова». Завершить проект планируется к концу 2017 года.

Москва, Раменское


Практически готов к приёму пассажиров новый аэропорт Московского авиационного узла (МАУ) в Раменском (Московская область), который должен получить название «Жуковский». В настоящее время Росавиация готовит необходимые документы для получения лицензий и сертификатов на построенные терминалы и на сам аэродром Раменское, из-за чего начало эксплуатации аэропорта откладывается.

В марте были проведены его технические испытания. По итогам первого года эксплуатации аэропорт должен будет выйти на пассажиропоток до 1,8 млн пассажиров в год. В 2017-18 г. планируется построить второй пассажирский терминал с пропускной способностью до 6 млн пассажиров в год. В 2019-2020 гг. первый пассажирский терминал планируется расширить до пропускной способности в 6 млн пассажиров. Таким образом, пропускная способность аэропорта увеличится до 12 млн пассажиров в год. Аэропорт также сможет обрабатывать от 40 тыс. тонн грузов.

Аэропорт к 20-м годам должен получить удобное железнодорожное сообщение с Москвой, а с востоком Московской области через скоростной трамвай.

Справка: Объём перевозок в аэропортах МАУ по итогам 2015 года показал незначительный рост и составил 77,6 миллиона пассажиров.

Симферополь


Реконструкция главной авиагавани Крыма идёт полным ходом. Параллельно с началом строительства нового терминала аэропорта Симферополь, идёт реконструкция привокзальной площади действующего аэровокзала. Для снижения количества личного транспорта, паркующегося перед терминалом, с 00:00 часов 23 мая 2016 года стоянка автотранспорта на привокзальной площади аэропорта стала платной.

Проект нового аэровокзального комплекса будет полностью осуществлён на средства инвесторов и банков. Общая стоимость работ оценивается в 32 миллиарда рублей с НДС: 30% средств будут привлечены от инвесторов, а еще 70% — за счёт кредита официально работающих в Крыму банков, в частности РНКБ и банка «Россия». Доля республики в новом аэропорту составит 49%, оставшиеся 51% перейдут пулу инвесторов.

Планируется, что модернизация аэропорта завершится к летнему туристическому сезону 2018 года. В ходе масштабной реконструкции будет построен новый аэровокзальный комплекс с терминалом и служебными зданиями, рассчитанный на обслуживание 7 миллионов пассажиров в год с возможностью расширения до 10 миллионов. Площадь нового терминала составит более 78 тысяч кв.м.

Читайте также  Пассажиропоток аэропортов УК «Аэропорты Регионов» в 2017 году вырос на 27%

При этом за счёт средств ФЦП планируется полностью реконструировать и удлинить одну из двух взлётно-посадочных полос (ВПП) до 3200 метров. Сейчас её длина 2700 метров, а центральная часть используется как рулёжная дорожка на основную ВПП. Таким образом, аэропорт получит две действующие ВПП, способные принимать дальнемагистральные гражданские самолёты. Кроме того, будут реконструированы инженерные коммуникации и перестроены подъездные дороги, ведущие к терминалам аэропорта.

Новый терминал, который будет располагаться примерно на 1000 метров севернее существующего, позволит существенно сократить время рулёжки самолётов. Сейчас авиалайнерам приходится проезжать до 3 км при взлёте на север и до 7 км при взлёте на юг.

Ульяновск


По информации министерства промышленности, строительства, ЖКХ и транспорта Ульяновской области, на сегодняшний день в аэропорту имени Н.М. Карамзина (Баратаевка) уложено более 20 тысяч тонн асфальта. Ремонт ВПП ведётся целиком за счёт федеральных средств, который направил на реконструкцию объекта 1,5 миллиарда рублей. Окончание ремонта ВПП планируется в 2016 году

Параллельно с ремонтом ВПП в аэропорту ведутся также работы по установке нового светосигнального оборудования и инженерной инфраструктуры. Кроме этого, аэропорт получит пункт пропуска через государственную границу пассажиров, прилетающих из-за рубежа. Таким образом, аэропорт Ульяновска сможет полноценно считаться международным транспортным узлом. Работы по обустройству пункта пропуска будут завершены также в 2016 году.

Пассажиропоток через аэропорт имени Карамзина с каждым годом растёт и в 2015 году составил 20 процентов. Через «воздушные ворота» ульяновского аэропорта прошли около 179 тысяч пассажиров. Как уточнили в аэропорту, показатель суммарной максимальной взлётной массы обслуженных воздушных судов увеличился по сравнению с 2014 годом на 28 процентов и составил 61,8 тысячи тонн.

Москва, Шереметьево


Строительство ВПП-3, дополнительных рулёжных дорожек и сопутствующей инфраструктуры оценивается в 26,3 млрд. рублей. Завершение планируется на 2017 г. Заказчик — Министерство транспорта РФ, Федеральное агентство воздушного транспорта РФ (Росавиация).

Строительство комплекса новой взлётно-посадочной полосы (ВПП-3) международного аэропорта Шереметьево реализуется в рамках Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015г.)».

В рамках контракта «Трансстрой» построит 90 объектов на территории ВПП-3 общей площадью 311 га, включая взлётно-посадочную полосу длиной 3 200 м и шириной 60 м, эстакаду рулежной дорожки (РД-D) для обеспечения руления воздушных судов через реку Клязьма и над Шереметьевским шоссе, патрульную дорогу, сеть рулёжных дорожек. По проекту также будет построен комплекс инженерно-технических сооружений, установлено современное метео- и светосигнальное оборудование с огнями высокой интенсивности и т.д.

Ввод ВПП-3 увеличит мощности аэропорта Шереметьево по обслуживанию пассажиров к 2030 году до 65 млн. человек ежегодно. Пропускная способность новой полосы, предусмотренная проектом, — 44 взлётов/посадок в час.

Вместе с тем, проект строительства третьей ВПП в аэропорту Шереметьево на сегодняшний день, пожалуй, самый скандальный и обсуждаемый. Главные дискуссии разгораются вокруг вопросов экологии, реки Клязьма и удалённости ВПП-3 от терминалов.

Длина ВПП-3 составит всего 3,2 км, длиннее её не позволяет сделать география аэропорта, что отсекает самолёты дальней авиации, типа 350-х и 380-х аэробусов, Боинги 747 и 787 даже Ил-96М. Все новые полосы в мире приближаются, а то и превышают 4 км, а самые частые аварии в последнее время — выезд за пределы коротких полос.

Москва, Домодедово
В связи с ростом пассажиропотока и необходимостью реконструкции второй ВПП руководство аэропорта подняло вопрос о необходимости строительства третьей взлётно-посадочной полосы. ВПП-2, построенная в 1968 году, по информации представителей аэропорта Домодедово, могла эксплуатироваться до 2014 года, после чего её необходимо было закрывать на реконструкцию.

Читайте также  Renova получила главный аэропорт Камчатки

Несмотря на то, что Домодедово является частным аэропортом, его управляющая компания не может самостоятельно принять решение о строительстве новой ВПП. Причина заключается в том, что территория аэродрома, к которой относятся взлётно-посадочные полосы, не может быть по закону отдана в частные руки и принадлежит государству.

В 2014 году Росавиацией было принято решение о строительстве новой ВПП в аэропорту Домодедово длиной 3800 м. Она расположится на расстоянии 287,5 м северо-восточнее нынешней ВПП-2 (параллельно ей). Стоимость строительных работ составит около 13 млрд руб. Во время строительства действующая ВПП-2 продолжит работать, что позволит сохранить пропускную способность аэропорта. После окончания строительства в 2016 году новая ВПП получит обозначение ВПП-2, а бывшая ВПП-2 будет переоборудована в магистральную рулёжную дорожку. Контракт на строительство получило СУ-1 МДС-Групп, стоимость новой ВПП и перронов составила 15 млрд рублей.

Новосибирск


Вторая очередь реконструкции аэропорта «Толмачево» стоимостью 18 млрд рублей по плану начнется в 2016 году, на что выделяется 1,3 млрд рублей. Работы будут вестись в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)». Речь идет о развитии перронных мест стоянок, реконструкции первой и второй взлётно-посадочных полос, устройстве системы рулежных дорожек и др.

Бюджет второй очереди реконструкции формируется из средств собственника аэропорта «Толмачево», компании «Новапорт» и одной казахстанской финансовой компании, которые вкладывают 10 млрд рублей, ещё 8 млрд будут выделены из федерального бюджета.

Федеральная программа предусматривала начать работы в 2015 году, и изначально в 2015 году по ФЦП предусматривалось выделить на реконструкцию 700 млн рублей, но программа была секвестирована ввиду трудностей с федеральным бюджетом.

Международный аэропорт Новосибирска Толмачёво — крупнейший за Уралом транзитный авиаузел на важнейших направлениях между Европой и Азией. Пропускная способность на внутренних авиалиниях составляет 1800 пассажиров в час, на международных – 750 пассажиров. Аэропорт имеет две взлётно-посадочные полосы I и II категории ICAO. Пассажиропоток аэропорта в 2015 году превысил 3,7 млн пассажиров, объём обработанного груза и почты — 28,6 тыс. тонн (2014 г).

В текущем году РосТендер объявил о тендерах на реконструкции других аэродромных и аэропортовых объектов, на общую сумму свыше 12 млрд. руб.. Наиболее крупные средства запланированы к выделению на:

  • Реконструкцию взлетно-посадочной полосы с аэропорта Чокурдах, (Республика Саха (Якутия) на 945 млн руб;
  • Реконструкцию аэропортового комплекса г. Саранска (Мордовия республика ) II этап реконструкции на 1717 млн руб.;
  • Ремонт асфальтобетонных покрытий аэропорта Домодедово (Московская область) на 122 млн. руб.
  • Реконструкцию аэропортов Камчатского края:
    • в Усть-Хайрюзово — 1108 млн руб.,
    • в поселке Усть-Камчатск — 1234 млн. руб.,
    • в Соболевском районе, село Соболево — 1284 млн. руб.
  • Реконструкцию аэропортового комплекса Волгограда (2 этапа) — 3184 млн руб;
  • Проектные и изыскательские работы по объекту для реконструкции аэропорта Беринговский, (Чукотский автономный округ) на 95 млн. руб.;
  • Реконструкцию аэродрома Мирный в Североморске на 344 млн руб.;
  • Реконструкцию аэродрома Сасово (Рязанская область) на 87 млн руб.;
  • Модернизацию международного аэропорта Южно-Сахалинска  на 1854 млн руб.

Запланировано в 2016—2018 гг. провести реконструкцию трех северных малых аэропортов в населенных пунктах: Охотск, Аян и Херпучи Хабаровского края, унитарного предприятия «Аэропорты Дальнего Востока». Средства на реконструкцию предусмотрены в рамках федеральной целевой программы.

По материалам:

  • Блог Дмитрия Савицкого (https://cont.ws/post/275377)
  • Российская газета (http://rg.ru/2010/10/27/zlobin.html)
  • ТАСС (http://tass.ru/ekonomika/2135450)
  • сайт города Домодедово (http://domodedovod.ru/aeroport/odobren-proekt-stroitelstva-vzletno-posadochnoj-polosy-v-aeroportu-domodedovo/)
  • Википедия
  • Официальные сайты аэропортов Симферополь, Шереметьево и Домодедово