С 2007 года российская вертолётная отрасль перешла на структурно новый уровень: разрозненные предприятия были объединены в холдинг «Вертолеты России», включенный в состав Госкорпорации Ростех. О том, каким образом это сказалось на производстве винтокрылых машин, как холдинг позиционирует себя на мировом рынке, и налаживает сотрудничество с иностранными производителями, рассказал генеральный директор «Вертолетов России» Александр Михеев.
— Когда и почему были созданы «Вертолеты России» как интегрированный промышленный холдинг?
Холдинг «Вертолеты России» образован в 2007 году с целью консолидации всех российских вертолетостроительных предприятий, конструкторских бюро, а также ряда предприятий-производителей основных комплектующих вертолетной техники. Ранее, во времена СССР, все вертолетостроительные предприятия страны работали как единый механизм, но в 1990-е годы эта система распалась. Создание вертолетостроительного холдинга позволило выстроить потерянные связи между предприятиями, устранить излишнюю внутреннюю конкуренцию и оптимизировать цикл разработки, производства и обслуживания вертолетов. После консолидации вертолетостроительной отрасли была проведена большая работа по формированию эффективной системы гарантийного и послепродажного обслуживания российской вертолетной техники в России и за рубежом. Сегодня в состав холдинга входят конструкторские бюро, вертолетные заводы, большинство российских авиационных ремонтных заводов, специализирующихся на вертолетной тематике, а также специализированные организации, ответственные за послепродажное обслуживание эксплуатирующихся вертолетов.
— Сколько типов вертолетов сегодня в производстве, как гражданского, так и военного назначения? Расскажите подробно, пожалуйста.
Модельный ряд холдинга «Вертолеты России» представлен практически во всех сегментах вертолетного рынка.
Созданные в последние годы легкие вертолеты «Ансат» и Ка-226Т, за счет заложенных в них конструктивных особенностей, могут применяться для решения самого широкого спектра задач. Несмотря на то, что данные типы вертолетной техники только вышли на мировой и российский рынок, проведенные в последние годы маркетинговые мероприятия по их продвижению, дали ощутимый результат. Мы уже видим интерес к «Ансатам» и Ка-226Т как со стороны российских эксплуатантов, так и со стороны иностранных заказчиков. В 2015-2016 годах начнутся серийные поставки этих вертолетов заказчикам. Контракты уже подписаны, несмотря на то что вертолеты были сертифицированы в начале 2015 года.
На рынке средних вертолетов холдинг представлен легендарной «восьмеркой», то есть вертолетами, созданными на базе Ми-8 и многоцелевым вертолетом Ка-32А11ВС.
Если говорить о вертолетах типа Ми-8, то, в принципе, можно ограничиться двумя фактами. Первое – в мире эксплуатируется около 5,5 тысяч вертолетов данного типа, и второе – они используются более чем в 100 странах мира. Одним словом, он является самым массовым двухдвигательным вертолетом в мире.
Но хотелось бы сказать несколько подробней… Созданный в начале 60-х годов прошлого века гениями советского вертолетостроения Ми-8, до настоящих дней полностью не исчерпал свой потенциал. Естественно производимые в настоящее время вертолеты Ми-8АМТШ, Ми-8МТВ-5-1 и их экспортные варианты Ми-171Ш и Ми-17В-5 — это совсем другие машины в сравнении с вертолетами 60-х – 70-х годов. На них устанавливается самая современная авионика, системы навигации и связи, они способны летать в любое время суток и при любой погоде, на них устанавливаются автопилоты и пр. Однако они все также неприхотливы в эксплуатации, просты в применении, что исторически является их основным конкурентным преимуществом.
Еще одним уникальным «средним» вертолетом является Ка-32А11ВС. За счет применения соосной схемы несущего винта этот вертолет является незаменимым для городских условий и выполнения специальных задач. Он эффективно используется в медико-эвакуационных целях, для тушения пожаров в высотных зданиях и др. В настоящее время вертолет Ка-32А11BC успешно эксплуатируется в СНГ, Испании, Швейцарии, Канаде, Южной Корее, Китае и Бразилии.
В классе тяжелых вертолетов холдинг представлен вертолетом Ми-26. Этому вертолету принадлежит уже 14 мировых рекордов, среди которых рекорд по грузоподъемности. В настоящее время на базе вертолета Ми-26 разработан и с 2015 года начаты серийные поставки вертолета Ми-26Т2, который воплотил в себе все лучшее, что было у вертолета Ми-26, добавив к этому самый современный бортовой радиолокационный комплекс, системы связи и навигации и новую авионику.
В военном сегменте «Вертолеты России» представлены вертолетами типа Ми-28, Ка-52, Ми-35М, Ка-31. Каждый из указанных вертолетов имеет свое целевое назначение и полностью конкурентоспособен на мировом рынке, что подтверждено подписанными в течение последних лет контрактами на поставку данных типов вертолетной техники в различные страны и регионы мира. Здесь необходимо отметить, что холдинг «Вертолеты России» по итогам 2014 года занимает около 35 % мирового рынка боевых вертолетов. По нашему мнению данный факт говорит о многом.
Единственный сегмент, где «Вертолеты России» в настоящее время не представлены, – это класс сверхлегких вертолетов. Но в обозримой перспективе «Вертолеты России» намерены решить этот вопрос и вывести на рынок вертолет данного класса.
Кроме того, необходимо отметить, что по результатам проведенного анализа мирового рынка вертолетов холдингом определены основные направления дальнейшего развития модельного ряда, и в ближайшие три года мы планируем начать серийное производство и поставки вертолетов Ка-62, Ми-171А2 и Ми-38, которые имеют необходимый экспортный потенциал.
— Расскажите, какие заводы входят в состав холдинга и где они расположены?
Предприятия, входящие в состав холдинга «Вертолеты России», расположены на всей территории Российской Федерации, от восточных до западных границ. На востоке это арсеньевский «Прогресс», расположенный рядом с Владивостоком. На западе это калининградский 150 авиационный ремонтный завод.
Сегодня в состав холдинга «Вертолеты России» входят заводы, которые занимаются серийным производством вертолетов: Улан-Удэнский авиационный завод (г. Улан-Удэ), Казанский вертолетный завод (г. Казань), «Роствертол» (г. Ростов-на-Дону), Кумертауское авиационное производственное предприятие (г. Кумертау), Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» им. Н.И. Сазыкина (г. Арсеньев). Помимо этого, в составе холдинг имеет два предприятия по производству комплектующих: «Редуктор-ПМ» (г. Пермь) и Ступинское машиностроительное производственное предприятие (г. Ступино). Помимо этих заводов, которые выпускают серийные модели вертолетов разработки входящих в холдинг конструкторских бюро Московского вертолетного завода им. М.Л. Миля и «Камов», холдинг «Вертолеты России» имеет в своем составе сервисные предприятия, которые обслуживают отечественную вертолетную технику. Это Новосибирский авиаремонтный завод (г. Новосибирск), авиаремонтные заводы №12 (г. Хабаровск), №356 (г. Энгельс), №419 (г. Санкт-Петербург), №810 (г. Чита), №150 (Калининградская область) и 99 Завод Авиационного Технологического Оборудования (Московская область).
— Сколько машин производства «Вертолетов России» используются в настоящее время во всем мире, и какова доля экспорта компании от общего количества произведенных вертолетов?
В настоящее время в мире эксплуатируется более 8,5 тысяч вертолетов российского производства. И этот показатель в течение последних лет показывает положительную динамику, так как объемы поставок превышают объемы выхода техники из эксплуатации, в том числе за счет повышения качества сервисных услуг.
Относительно объемов экспорта можно сказать, что в течение последних 3-5 лет распределение поставок Россия/экспорт, в среднем, составляет 50 / 50 процентов. Холдинг планирует сохранить это соотношение, так как для нас оно является оптимальным с точки зрения минимизации рисков и сбалансированности бюджета.
— Сколько стран сейчас используют вертолеты Вашей компании?
Вертолеты российского (советского) производства в настоящее время эксплуатируются более чем в 100 государствах мира. Самый большой парк техники, естественно, используется на территории Российской Федерации. Большое количество российских вертолетов эксплуатирующие в Индии и Китае, которые исторически являются нашими стратегическими партнерами. А если говорить в целом, то вертолеты холдинга используются практически во всех регионах мира и во всех существующих климатических зонах.
— Какой тип двигателей обычно ставится на Ваши вертолеты? Сколько российских производителей двигателей задействованы в производстве? Расскажите подробно, пожалуйста.
Основным нашим партнером в части оснащения вертолетной техники двигателями является российская Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК). ОДК поставляет в интересах холдинга двигатели типа ВК-2500, которые устанавливаются на вертолеты типа Ми-8, Ми-28, Ми-35, Ка-52, а также начинает поставки двигателей ТВ7-117 для вертолетов Ми-38 и др.
Также холдинг активно взаимодействует в части силовых установок с компаниями из Франции (Turbomeca), Канады (P&W) и др.
«Вертолеты России» никогда не отказываются от реализации совместных проектов с иностранными компаниями, независимо от их принадлежности. Мы всегда открыты к диалогу. И здесь необходимо отметить, что наши партнеры из стран ЕС, Канады и США имеют аналогичную позицию и также как и мы надеются на то, что политические решения не станут сдерживающим фактором для развития высокотехнологичных компаний.
— Какие партнерские отношения с другими производителями авиационных двигателей существуют на данный момент у компании?
Как сказано выше, «Вертолеты России» активно развивают партнерские отношения с компаниями-производителями двигателей из ЕС и других стран.
В качестве примера можно привести сотрудничество с компанией Turbomeca, входящей в группу Safran. На данный момент новый легкий вертолет Ка-226Т оснащается мощными и экономичными двигателями Turbomeca Arrius 2G1, а разрабатываемый многоцелевой Ка-62 будет комплектоваться двигателями Turbomeca Ardiden 3G.
Если говорить о долгосрочной стратегической перспективе, то необходимо отметить, что мы всегда открыты к взаимовыгодному сотрудничеству с надежными компаниями.
— Какие партнёрские связи есть с китайской промышленностью?
Китай всегда для нас являлся и является одним из основных стратегических партнеров. Достаточно сказать, что в Китае эксплуатируется более 300 вертолетов российского производства различных типов.
При этом необходимо отметить, что в последние годы формат сотрудничества с китайской стороной меняется. Мы переходим к реализации совместных инновационных проектов по созданию новой вертолетной техники.
Одним из таких направлений взаимодействия является подписание рамочного соглашения между холдингом «Вертолеты России» и Корпорацией авиационной промышленности Китая (AVIC) о сотрудничестве в области создания перспективного тяжелого вертолета.
Это долгосрочный проект с участием большого количества предприятий как с российской, так и с китайской стороны. И в настоящее время, еще на начальном этапе его реализации уже видно, что результатом этой работы станет глубокая интеграция российских и китайских авиационных предприятий, освоение ими новых компетенций, внедрение в производства самых перспективных и инновационных разработок и подходов.
Мы очень надеемся, что разработка и организация перспективного тяжелого вертолета станет лишь первым шагом в сотрудничестве холдинга «Вертолеты» России с китайскими партнерами и количество такого рода и масштаба проектов с каждым годом будет увеличиваться.
— С общих позиций, как бы Вы описали стратегию «Вертолётов России» на рынке, учитывая, что американские и европейские производители вертолетов демонстрируют весьма предприимчивый и инновационный подход?
Действительно стоит отдать должное компаниям из США и ЕС, которые вкладывают огромные средства в разработку новых технологий и создание новых продуктов. Однако в этом есть определенные риски. Современная западная вертолётная техника стала настолько сложной и высокотехнологичной, что её практически невозможно обслуживать и эксплуатировать в полевых условиях. Всё это создает для российской продукции определенные конкурентные преимущества, которыми мы обязательно должны воспользоваться.
А если вести разговор о стратегии холдинга «Вертолёты России» на среднесрочную перспективу, то можно определить три основных вектора развития.
Первый – постоянное совершенствование существующего модельного ряда. Модернизационный потенциал практически всех типов российских вертолетов еще далеко не исчерпан. Нам есть куда развиваться, как в области бортового, радиолокационного, связного и иного оборудования, так и в области развития систем вооружения. Потенциал конструкторских бюро позволяет решать указанные задачи, и они будут решаться.
Второй – разработка и вывод на рынок новых образцов вертолётной техники. В ближайшие годы планируется начало производства и серийных вертолётов Ми-38, Ми-171А2, Ка-62, которые займут свое место как на российском, так и на мировом рынке. Необходимо решить вопросы с увеличением доли российских лёгких и сверхлёгких вертолётов. Идут работы по скоростному вертолёту.
Третий – это, конечно, сервис. Без современной системы сервисного обслуживания, способной оперативно решать задачи по поддержанию лётной годности всего мирового парка российских (советских) вертолётов говорить о перспективах развития холдинга нецелесообразно. И к основным задачам, стоящим перед холдингом, в настоящее время однозначно можно отнести формирование эффективной системы послепродажного обслуживания, удовлетворяющей требованиям всех наших заказчиков.
Источник: ОАО «Вертолёты России»